Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Генетический подход. Возрастное развитие детей и дизонтогенез. Психический онтогенез
Генетический подход. Возрастное развитие детей и дизонтогенез. Психический онтогенез
Страница 1

Возрастная психология

– это раздел психологической науки, которая изучает общие законы и механизмы возрастного развития психики человека; стадийность онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности; единство психологических состояний и уровней с позиции синтогенеза и глобального развития Я-концепции индивидуальности (А.П. Петровский, 1978; О.В. Трошин, 1999).

Данное интегративное определение учитывает как отечественные подходы советской психологии, так и современные исследования в сфере психического онтогенеза. При этом необходимо уточнить следующие основные понятия, входящие в его состав:

1. Психический онтогенез

– психологическое развитие индивида от рождения до конца жизни (В.П. Зинченко, 1996); в отличие от филогенеза – развития человека как вида. Р.С. Немов (1998) рассматривает его как процесс индивидуального развития организма, личности человека.

Важно отметить, что до недавнего времени в рамках возрастной психологии (ВП) рассматривался только период детства. Причем как периоды внутриутробного развития, младенчества, так и подросткового и юношеского возраста были мало исследованы. По-видимому, считалось, что основное психическое развитие человека происходит в собственно детском возрасте.

Современное развитие ВП характеризуется активным изучением и всех других периодов возрастного развития человека; внедряется концепция образования взрослых (воспитание, обучение и развитие личностных качеств зрелой индивидуальности), концепция раннего вмешательства (диагностика и коррекция в младенческом и раннем возрасте), данные перинатальной психологии, геронтопсихологии (пожилого возраста).

2. Психологические свойства

– основаны на свойствах ЦНС и заключаются в частных характеристиках психологических систем: тип темперамента, характер, задатки, воля, эмоции и др. Чаще рассматриваются свойства ЦНС, под которыми понимается комплекс психофизических характеристик нервной системы, определяющих параметры возникновения проведения, переключения нервных импульсов в различных отделах мозга (Р.С. Немов).

Среди свойств ЦНС выделяют следующие параметры: сила, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность (скорость возникновения и прекращения импульсации), активированность (уровень активации) (В.П. Зинченко). По уровню сложности они подразделяются на: 1) общие (системные), 2) комплексные (структурные), 3) элементарные.

3. Психологические процессы

– явления, происходящие в головном мозге человека и отражающиеся динамически изменяющихся психических процессов: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь и т.д. (Р.С. Немов).

4. Психологические состояния

– более стабильные (или стационарные) психические проявления, отличающиеся обобщенными характеристиками психологических систем (аффект, влечения, внимание, мотивации, потребности, воображение).

В целом, указанные психологические качества подразделяются на индивидуальные/групповые; внутренние (психические)/внешние (поведенческие) (Р.С. Немов).

5. Психологический уровень

– комплекс психологических систем, отличающийся степенью сложности и интегрированности структурно-функциональной организации. Среди них рассматриваю: 1) индивид (нейродинамический); 2) субьект (психодинамический); 3) личность (социодинамический). Интегральным является уровень индивидуальности.

6. Синтологическая психология

– интегральное направление психологии, основанное на многоуровневом исследовании человека с позиции закона единого сознания, обьединяющего различные когнитивные подходы.

7. Глобула Я-концепции

– глобальная интегрированная система сознания и самосознания человека.

2. Характеристика развития

Предметом ВП

являются факты и закономерности психического развития здорового человека (Г.С. Абрамова, 1999). Т.е. она оценивает психологические показатели относительно возрастных нормативов.

Развитие человека

рассматривается с позиции жизненного пути и оценивается как динамическая система, образованная взаимодействием созревания и научения, процессов физического, психического и социального развития в историческом и культурном контексте (Г. Крайг, 2001).

Типы психологического развития

Выделяют несколько типов психологического развития:

1) Эволюционный

/сравнительно медленные количественные и качественные преобразования при переходе человека из одной возрастной группы в другую, охватывающие значительные периоды жизни. Они зависят от постоянно действующих факторов – биологического созревания, психофизиологического состояния, уровня интеллектуального и личностного развития. Наблюдается на литическом периоде развития по Л.С. Выготскому.

Страницы: 1 2


Занятие 6
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива. 1. Приветствие. 2. «Массаж в кругу». Упражнение выполняется под динамичную музыку. Во время этого упражнения вся группа садится в круг – затылок друг другу. Каждый кладет ладони на пл ...

Факты о табаке
Каждые 10 секунд в мире умирает один человек в результате потребления табака. В настоящее время табак ежегодно убивает около 3 миллионов человек во всем мире, но эта цифра вырастет до 10 миллионов через 30-40 лет, если нынешние тенденции ...