1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями.
2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами развития. Развитие общих принципов их обучения и воспитания.
3) Лечебно-педагогический (начало 20 века – 20-е годы 21 века). В.П.Кащенко – создание специальных учреждений для одновременного воспитания и лечения детей с нарушениями развития; одновременные научные исследования.
4) Педологический (1920-1930 гг.). В.М. Бехтерев, П.П. Блонский – интегральный подход к больным и здоровым детям с позиций основных наук о детстве (педологии, основанной на принципах гуманности и научности).
5) Дефектологический (1930-1970 гг.). В.П. Кащенко создает институт дефектологии, который затем возглавляет Л.С. Выготский; формирование общегосударственной службы образования, воспитания и лечения дефективных детей.
6) Коррекционно-педагогический (1970-1990 гг.). Переход к коррекционно-развивающим методам обучения и воспитания, к изучению невыраженных форм отклонений в развитии (ЗПР), создание классов КРО, начало интеграции с нормальными детьми.
7) Специально-педагогический (с 1990 г.). Создание общего образовательного пространства для нормальных и аномальных детей; открытие специальных групп для детей с проблемами обучения, проблемами здоровья; формирование классов компенсирующего обучения для детей группы риска. Дальнейшая гуманизация специального образования, внедрение компенсирующих технологий обучения.
2. Лечебная педагогика
Первые два этапа развития этой области знаний были рассмотрены в предыдущей лекции. Известно, что на рубеже 20 века развивается третий этап, который характеризуется интеграцией медицины и педагогики с формированием междисциплинарного направления.
Основатель коррекционной педагогики Всеволод Петрович Кащенко первоначально назвал ее «лечебной педагогикой», подчеркивая сочетание в ней принципов медицины и образования. При этом он отмечал, что лечебный педагог должен быть наполовину врачом и наполовину учителем. Поэтому он назвал первое такое учреждение, которое сам возглавил – «санаторий-школа».
Под лечебной педагогикой он понимал «синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом». Как в России, так и в Европе лечебно-педагогический подход был первой научной формой специальной помощи детям с отклонениями в развитии.
Их В.П. Кащенко назвал «исключительные дети», т.к. они имели не только аномалии, обусловленные органическими недостатками, но и функциональные отклонения при изначально нормальной психосоматической конституции (нет врожденных дефектов, отсутствие выраженных отклонений в развитии). Они часто вызывались неблагоприятными социальными условиями и неправильным образом жизни, что придавало всему развитию своеобразный характер. При этом Всеволод Петрович подчеркивал не только положительные, но и негативные компоненты отклонений в развитии.
Особое внимание он уделял необходимости «сделать любого ребенка достойным членом общества и не травмировать его существующими диагностическими штампами, предохранять его от ложного предупреждения окружающих людей». В целом, основной задачей лечебной педагогики являлось «развитие ребенка путем сенсо-моторной тренировки, медикаментозного лечения, психотерапии и воспитания тех физических, психических функций, которые имеют отклонения от нормы» (Г.Ф. Кумарина, 1997).
Синтогенетическая периодизация психического развития
1. Проблема синтологического исследования психологического развития
Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, ...
Основные признаки ИСС
Хотя в различных ИСС есть много общего, существует некоторые общие формирующие влияние, которые, по–видимому, отвечают за многие их очевидные различия во внешних проявлениях и субъективном опыте. Даже если при продуцировании определенных ...
|