Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общие особенности коррекционной педагогики и специальной психологии. Исторический анализ. Краткая история развития
Общие особенности коррекционной педагогики и специальной психологии. Исторический анализ. Краткая история развития
Страница 4

В начале 20 века в Европе стало развиваться движение за организацию специальных приютов, сочетающих в себе методы обучения, воспитания и лечения детей с аномалиями в развитии. Основоположником этой системы в России явился Всеволод Петрович Кащенко.

Он родился в 1870 г. в городе Ейске Кубанской губернии в Многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. По окончании Ставропольской гимназии Всеволод Петрович поступает на медицинский факультет Московского университета. В 1897 году он получает медицинский диплом, а в 1904 г. уже становится главным врачом больницы в Московской губернии.

После участия в революции 1905 г. он лишается права государственной службы и планирует создать частное лечебно-педагогическое учреждение для «дефективных, нервных и трудных детей». В этом его поддерживает приват-доцент Московского университета Григорий Иванович Россолимо, который имел в то время известность крупного специалиста по неврологии и психиатрии. Кащенко глубоко изучает детскую психологию и психопатологию под руководством А.Н. Берштейна, ученика знаменитого профессора психиатрии С.С. Корсакова. По рекомендации Россолимо он входит в Московское общество экспериментальной психологии.

В 1907 г. в Петербурге Кащенко знакомится с современными педагогическими работами профессоров А.Н. Нечаева и А.Ф. Лазурского. участвует в деятельности неврологической клиники профессора А.С. Грибоедова. В 1908 г. он изучает работу в спец.учреждений различного профиля в Европе. Вернувшись в Россию арендует в Москве небольшой дом и организует в нем первый санаторий-школу для дефективных детей. Она сочетала в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели, не имевший по его комплексному подходу аналогов не только в стране, но и в мире.

До этого времени работа с аномальными детьми сводилась к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и школ для умственно отсталых и к разрозненным усилиям по обеспечению их призрения и воспитания (Е.В. Гёрье, М.П. Постовский, О.Б. Фельцман и др.). Однако это не находило поддержки со стороны государства и осуществлялось за счет частного финансирования.

Впервые с докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступает на состоявшемся в 1909 г. Ш съезде психиатров: " .о необходимости организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей." В 1910 г. он также призывает объединить усилия медицины, педагогики и общественности для оказания помощи дефективным детям (на ХП съезде естествоиспытателей и врачей). В 1911 г. на съезде по обучению глухонемых он представил "Методику изучения и воспитания дефективных детей''. На 1 съезде по экспериментальной психологии он сделал сообщения: 'Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона", "Высоко даровитые дети и их обучение".

Санаторий-школа Кащенко вскоре обрела широкую известность. Принципы ее работы легли в основе созданной Всеволодом Петровичем лечебной педагогики, которую он понимал как синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью исправление характера и личности в целом.

После революции 1918 г. вместо частных благотворительных учреждений для аномальных детей, была создана общегосударственная система народного образования. В этом году санаторий-школа Кащенко превращается в государственное учреждение и на его основе организуется Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь возник Музей детской дефектологии, подобных которому не было ли в одной стране.

Идеи Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Декретов Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 г. определены функции наркоматов просвещения, здравоохранения и юстиции в отношении глухих, слепых, умственно отсталых и психически больных детей. На 1 Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностъю, преступностью и беспризорностью в 1920 г. нарком просвещения А.В. Луначарский сказал, что "в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства".

Всеволод Петрович сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения ребенка были организованы курсы по обучению работников-дефектологов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие гендерной идентичности личности в современной психологии
Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Дж. Уильямс и У. Бест, мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, ...

Проблема конструктивного характера мнемических процессов в зарубежной и отечественной литературе
Наши воспоминания подвержены спонтанным трансформациям, однако мы привыкли им доверять, не задумываясь об этом. Считается, что если человек уверен в своих воспоминаниях, то они полностью соответствуют тому, что происходило в прошлом. Исти ...