Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет.
Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.
В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко (1988) изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии "радости", испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение "чувства вины" вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда.
А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).
Таблица 2.4.1.
Цвет |
Эмоции |
Интерес |
Радость |
Удив.* |
Грусть |
Гнев |
Отвр.* |
Стыд |
Страх |
Утом.* | |
Серый |
6 |
4 |
2 |
27 |
1 |
15 |
18 |
12 |
53 |
Синий |
27 |
4 |
2 |
27 |
5 |
7 |
13 |
15 |
8 |
Зелен. |
26 |
10 |
26 |
13 |
8 |
7 |
19 |
8 |
7 |
Красн. |
16 |
52 |
23 |
4 |
55 |
4 |
4 |
17 |
2 |
Желт. |
20 |
24 |
56 |
1 |
9 |
19 |
12 |
15 |
1 |
Фиолет. |
5 |
12 |
14 |
12 |
6 |
22 |
16 |
7 |
12 |
Корич. |
10 |
8 |
3 |
14 |
4 |
27 |
17 |
3 |
23 |
Черный |
10 |
2 |
2 |
22 |
38 |
18 |
13 |
43 |
24 |
Цвет |
Интерес |
Серый |
Синий |
Зелен. |
Красн. |
Желт. |
Фиолет. |
Корич. |
Черный |
Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества
На начальном этапе творец всегда испытывает нарастание внутреннего психического напряжения. Это предтворческая ступень стресса творчества. Схематизируя чувства, переживания и состояния предтворчества, выделим три основных их вида.
Первый ...
Особенности формирования различных видов деят-ти дошк-в с наруш-ем
интеллекта в спец. (коррекц) ДУ 8 вида
Для обучения и воспитания данной категории детей созданы спец. коррекц. образоват. Учреждения, спец. коррекц. группы, может быть организовано интегрированное включение детей в группах с детьми ЗПР и детьми с нарушениями интеллекта. В ДОУ ...
|