Каждая психологическая школа подразумевает под мотивом что-то свое. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что мотив — это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен. Принято выделять следующие подходы к рассмотрению мотива:
1) мотив как потребность;
2) мотив как побуждение;
3) мотив как цель;
4) мотив как намерение;
5) мотив как свойство личности;
6) мотив как состояние.
С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:
• Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как "XY-теория" (автор Дуглас Мак-Грегор), теория "Z" Оучи.
• Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга.
• Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.
Мы рассмотрим только некоторые из теорий, которые наибольшим образом подходят для объяснения мотивационного поведения потребителей.
Характеристика и критика когнитивной психологии
Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
Когнитивная психология выдвигает ...
Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Перинатальный опыт рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать истинный страх в виде оборони ...
|