Психология » Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период » Теоретический анализ проблемы невротических реакций у студентов. Общая характеристика невротических реакций
Теоретический анализ проблемы невротических реакций у студентов. Общая характеристика невротических реакций
Страница 3

· отсутствие интересов и способности радоваться;

· депрессивное мышление: мысли, относящиеся к настоящему: больной в любом событии видит только грустную сторону; считает, что ему ничего не удаётся и окружающие видят в нём неудачника; больной не чувствует уверенности в себе и к любому успеху относится скептически; представления о будущем: больной ожидает самого худшего, рисует безнадёжные перспективы, предвидит неудачи на работе, крах в семье и неизбежное разрушение своего здоровья, что сопровождается мыслями о самоубийстве и разработкой соответствующих планов; мысли, посвящённые прошлому: думая о прошлом, больного охватывает необоснованное чувство вины и самобичевания по незначительным поводам;

· биологические симптомы: потеря аппетита, снижение массы тела, запоры, утрата либидо, аменорея. [1, с.96]

Симптомы тревожного спектра:

Тревожность, как и депрессия, может также включать потребностные остояния и биохимические факторы. [22, с.12]

Характерен внешний вид человека — лицо выглядит напряжённым, брови сдвинуты; поза напряжённая; он беспокоен, часто вздрагивает; кожа бледная, обычно наблюдается потоотделение, особенно потеют руки, ноги и подмышки. Готовность к слезам, которая может поначалу навести на мысль о депрессии, отражает общее тревожное состояние. Синдром тревоги характеризуется чрезмерным возбуждением, повышенной функцией симпатической нервной системы.

· привычное ощущение тревожного предчувствия;

· ощущение тревоги, вызываемое определёнными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными;

· тревога может быть генерализованной и стойкой, но не ограничиваться какими-либо определёнными средовыми обстоятельствами и даже не возникать с явной предпочтительностью в этих обстоятельствах (т. е. она является «нефиксированной»);

· ощущение напряжённости, беспокойства, опасения, связанные с предчувствиями грядущих неприятностей в сфере повседневной жизни;

· усиленное реагирование на любые неожиданности или действия, предпринимаемые с целью вызвать испуг;

· затруднение сосредоточения внимания, ощущение «пустоты в голове» из-за тревоги и беспокойства;

· постоянная раздражительность;

· затруднения засыпания из-за беспокойства;

· чувствительность к шуму;

· нарушение сна — невозможность быстрого засыпания, беспокойный кратковременный сон с частыми пробуждениями, отсутствие чувства отдыха утром, «кошмарные» сновидения;

· чувство головокружения, слабости, неустойчивости;

· страх сумасшествия, страх утраты самоконтроля или надвигающейся потери сознания;

· ощущение комка в горле или затруднения при глотании;

· ощущение «взвинченности», состояния на грани «нервного срыва» или психического напряжения;

· страх смерти; восприятие окружающих материальных объектов как «ненастоящих» либо ощущение отделённости от собственной личности или нереальности своего пребывания в данный момент в данном месте (дереализация и деперсонализация).

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Различают долговременные факторы, предрасполагающие к развитию симптомов тревоги, и факторы, провоцирующие конкретный эпизод. Существенно повышен риск развития тревожных расстройств у тех, кто постоянно подвергается негативному воздействию вредных социальных факторов, например трудноразрешимых межличностных проблем или неблагоприятных условий жизни. Обычно прослеживается некоторая связь между тревожными состояниями и психотравмирующими жизненными событиями.

.[1, с.109-110] Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов.[30,с.15,29]

В. В. Суворова . [ 30 ], в своей книге "Психофизиология стресса" определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. А. М. Прихожан [21], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. В целом, повышенная тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Ч. Д. Спилбергера различает тревогу - как состояние и тревожность - как свойство личности. С помощью шкалы Спилбергера, получившей широкое распространение (в отечественной психологии ее развил в 1967 г. В.Ф. Березин [31, с.385-386], а 1976-78 г.г. Ю. Л. Ханин

[ 31 , с.388) ,

можно количественно измерить как личностную тревожность, так и состояние тревожности, для которого характерны субъективно переживаемые неприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как правило, активацией вегетативной нервной системы. Это состояние является эмоциональной реакцией на различные стрессоры (экзамены), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке человека.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория личности В. Джеймса
В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы. 1. Личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность, и «чистое ...

Вступление
Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание! Сложностью изучения является то, что внимание не выступает как отдельный процесс. По словам П.Я.Гальперина (1958), “и про се ...