Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на этот момент времени не существует. Мышление так же можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Мышление - это движение идей раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некая мысль, идея.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. На рисунке расположенном ниже представлены основные виды мышления.
Мышление в отличие от других процессов отличается определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма практического и теоретического познания [17].
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ - это расчленение предмета мысленное и практическое, на составляющие его элементы для последующего сравнения. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляют вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. "Анализ и синтез, - писал С.Л. Рубинштейн, - " общие знаменатели " всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-либо чувства свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что оно вычленяет и подчеркивает выделяет существенное " [19]. Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения [17].
Абстракция - это выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко является формирование понятий.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она определяется например в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явления определенному классу.
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относят суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятия рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция - это способы произведения умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частных суждений из общего, а дедукция наоборот - вывод общего суждения из частных. [17]
Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую ввязываются, меняя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: "Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством а не с объективной реальностью…, следует "принципу удовольствия" вопреки "принципу реальности"… эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения" [20].
Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль так же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция в мышлении заключается в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что и избранный ход направления ошибочен.
Принципы организации коррекционной службы. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии
“Весьма важно для успеха дела, чтобы отсталые дети находились в приспособленном для них заведении, где к их услугам и специальные методы и специальный режим” (В.П. Кащенко, 1910)
1. Общие положения
Специальное образовательное учреждение ...
Принципы коррекционно-педагогического процесса
Содержание и методы воспитания и обучения строятся с учетом современных представлений о сущности психического развития, о роли психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях ...
|