Введение

Актуальность исследования

. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления. Изучение данного вопроса в психологии если не прямо, то косвенно касались многие ученые.

"У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы" - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер [26], очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С.Л. Рубинштейн рассматривал мышление на основе анализа и синтеза как общих знаменателей всего познавательного процесса. К. Юнг предложил одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального и иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления. Э. Блейлер известный исследователь аутистического мышления. Р. Арнхейм вывел теорию о том, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. Дж. Гилфорд одним из первых попытался дать ответ на вопрос, что же такое творческое мышление. Он же создал трехмерную модель интеллекта.Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон создали теорию о том какие людские качества мешают человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления. А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, согласно которой между структурами внешней, составляющей поведение, и внутренней составляющей мышление, деятельности существуют отношения аналогии. На базе деятельностной теории А.Н. Леонтьева были построены такие теории обучения (их можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П.Я. Гальперина ("концепция планомерного формирования личности"), теория Л.В. Занкова, теория В.В. Давыдова.

Объект исследования.

Мышление, процесс творчества.

Предмет исследования.

Творческое мышление. Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества.

Цель исследования.

Рассмотреть мышление, в общем, и как продукт человеческой деятельности, виды мышления, концепции по изучению мышления стрессы связанные с напряженностью творческого процесса, процесс творчества и мышление в нем. Рассмотреть структуру инсайта (озарения) и эмоциональные предпосылки его появления.

Задачи исследования.

Изучить творческое /продуктивное/ мышление, изучить научную литературу затрагивающую данную тему.


Мотив и мотивации
Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает, необходимость в возникновении и соверш ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под уг ...