Третий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем нахождения принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Принципы принятия такого решения разработаны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юрии и опубликованы в начале 80-х гг. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон.
Выход на новое решение возможен через изменение системы ценностей, например, включением данной проблемы в более широкий контекст. Поэтому на переговорах порой полезно выйти за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций, и тогда от сторон вообще может не требоваться уступок. Поиск принципиально нового решения боле сложен, требует нестандартного подхода. Но открывает и совершенно иные перспективы.
Разрешение конфликтов также может проводиться с участием в нем третьей стороны. Участие третьей стороны – один из наиболее древних способов конструктивного урегулирования конфликтов. Он использовался издревле в Китае, в странах Африки, где старейшины племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение конфликтных ситуаций.
Третья сторона в конфликте – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия.
Третий участник в конфликте может выступать в двух ролях:
· как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае разрешение конфликта достигается с помощью насилия, а также путем социального давления, использования в качестве поддерживающей силы печати, общественного мнения).
· Как независимый от них и беспристрастный субъект.
В самом общем плане способы вмешательства третьей стороны можно разделить на два класса: контактные и спонтанные.
Контактное вмешательство осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора. Обычно такая третья сторона не имела прежде собственных отношений с конфликтующими сторонами, и ее главная цель состоит в улаживании конфликта как такового.
Спонтанное вмешательство осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и часто заинтересована не только в улаживании конфликта, но и в улучшении испорченных отношений между конфликтующими сторонами.
Кто же может выступать в роли третьей стороны в конфликте?
В качестве официальной третьей стороны, обладающей нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов, могут выступать:
· межгосударственные организации (например, ООН);
· отдельные государства;
· государственные правовые институты (арбитражный суд);
· правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок)
· представители правоохранительных органов;
· руководители организации;
· общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации)
· профессиональные медиаторы-конфликтологи.
В качестве неофициальной третьей стороны в конфликте могут выступать:
· известные люд, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);
· представители религиозных организаций;
· профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;
· неформальные лидеры социальных групп разного уровня;
· старшие по возрасту (мать, отец, коллеги по работе);
· друзья, просто свидетели конфликта.
Неофициальная третья сторона не обладает нормативным статусом, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.
Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений определяется тем, обратились ли за помощью к третьей стороне сами оппоненты, или же она вмешалась в конфликт сама.
Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда:
· объектом регулирования является затянувшийся конфликт (все аргументы, силы исчерпаны, но выхода не видно);
· стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
· по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
Факторы формирования полоролевой идентификации у
детей дошкольного возраста. Влияние
эмоциональных отношений родителей на формирование у детей в ранние годы черт
будущих женщин и мужчин
С первых дней жизни ребенок развивается как социальное существо и его семья - первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Многие проблемы семьи возникли не вчера. Им уделяли внимание ведущие педагог ...
Фазы развития конфликта.
Динамика конфликта находит свое отражение в фазах развития конфликта.
До наступления конфликта представители его сторон индентифицируются в единое МЫ. На первой фазе развития конфликта наступает эмоциональное отдаление между субъектами к ...
|