Дистантное консультирование
Страница 6

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: "Видимо, вы этим очень огорчены".

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: "Меня беспокоит, что мы с вами ."

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повтор­ных писем). Например: "Я думаю, что мы с вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы".

Эти приемы мало отличаются от тех, что используются в социально-психологическом тренинге и очном консультировании. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, клю­чевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдель­ным частям текста. Широко используются подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

Принцип психологической поддержки клиента, обязательного предоставления ему обратной связи мы используем и в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует дача конкретной рекомендации обратиться к соответствующему специалисту (юристу, терапевту и т.п.) с указанием нескольких конкретных адресов и телефонов.

Если же мы приходим к мысли о необходимости более глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим мо­ментом является выбор и применение конкретной психотерапевтиче­ской тактики, берущей начало от одного из традиционных психотера­певтических направлений: психоаналитического, бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в последнее время мы все больше склоняемся к терапевтическому эклектизму, к синтети­ческому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкрет­ных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксаль­ной интенции. Все они известны и поэтому не являются предметом нашего обсуждения.

Стоит обратить внимание и на некоторые специфические особенно­сти, отличающие консультативно-психотерапевтическое письмо от письма обычного или делового. Мы считаем, что письмо в обязательном порядке должно писаться от руки, а не печататься, например, на компьютере — это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант (психотерапевт) может прочитать и внести в него необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспом­нить уже написанное, при получении повторного письма.

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевтиче­ской переписки) в работе социально-психологических центров чрезвы­чайно перспективно расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не ме­нее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методи­ка имеет и ряд ограничений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Посредничество в конфликте
Посредничество в конфликте – это участие третьего лица ( посредника ) в разрешении конфликта. Самый жесткий вид посредничества – это суд. В таком посредничестве очень мало личностного компонента. Всё решается на основе закона без учета и ...

Описание методик исследования
Исследование мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик. Рассмотрим методики, примененные для исследования. 1) «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир)». Методика мо ...