Психология » Понятие времени в экзистенциальной психологии » Основные теории времени в экзистенциональной психологии. Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Основные теории времени в экзистенциональной психологии. Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Страница 1

Проблемы смысла жизни традиционно считаются предметом философии. Философы решают вопросы о том, что есть смысл человеческой жизни, каким он должен быть и т.п. Философия обращает свое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иные аспекты: как и при каких условиях, происходит обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет, и какое место он занимает в структуре личности. Иными словами, философия не занимается рассмотрением смысла в отрыве от его содержания. Эта часть является предметом психологии.

В рамках наличной системы психологических наук пока нет четко очерченной специальной дисциплины, которая ориентировалась бы на строго жизненно-смысловые проблемы (часть таковых берет на себя теория мотивации, которая рассматривает всю иерархию мотивов - от биологических до идеологических).

В послевоенные годы сформировалось новое течение – экзистенциализм. Зародилось оно в кругу участников французского сопротивления немецкой оккупации, и его первыми авторами были Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Источниками их идей стала экзистенциальная философия, разработанная в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. Напряженный 20 век подкрепил интерес к данному направлению и обогатил экзистенциональную психологию работами Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.

Считается, что экзистенциональная психология – это порождение социального и духовного кризиса цивилизации, которое проявилось в 20 век. Однако данной направление психологии отражает идеи Ф. Ницше, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Также основные идеи экзистенциональной психологии можно найти в работах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки.

Существенные предпосылки экзистенциальной психологии были разработаны в концепции "человеческого проекта" испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (Ortega у Gasset; 1883 - 1955) и в экзистенциальной аналитике немецкого философа Мартина Хайдеггера. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версию феноменологии, которая стала конкурировать с концепцией учителя. Отличие феноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию. По Хайдеггеру, бытие интенционально, то есть нет и не может быть чистого бытия (ложной абстракции, которая была введена Сократом и Платоном), но бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметом философствования ("фундаментальной онтологии") становится человеческое существование - экзистенция. Хайдеггер стал основоположником и крупнейшим представителем экзистенциализма. Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит, что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то, страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступает как включенность в некое иное бытие, как присутствие, "вот-бытие", "здесь-бы-тие", "бытие-в-мире" - Daseln. To же, что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, а сущее, то есть разрозненное, атомарное "прозябание" предметов, лишенных своего места в бытии. Различение подлинного бытия и сущего касается и человека, который может забыть о своей экзистенции и воспринимать свою собственную жизнь как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными же, разрозненными предметами и отношениями. Такое состояние Хайдеггер определяет как безликость (Man); при этом человек, например, не воспринимает конечность своего существования, смертность, поскольку череда фрагментов не предполагает своего окончания (оно может быть видно лишь с точки зрения целостности жизни); умирают только другие. Поворот человека "лицом к смерти" должен, по Хайдеггеру, вернуть человеку его экзистенцию [по 3].

Страницы: 1 2 3


Классификация задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Преступность
Китай считается страной с одним из самых низких уровней преступности по отношению к иностранцам. Однако не обольщайтесь на этот счет: даже в самой классной гостинице у вас могут прямо из-под носа увести дорогой фотоаппарат, не говоря уже ...