Детские страхи » От 11 до 16 лет
От 11 до 16 лет
Страница 2

Мальчики 80-х годов боялись

Мальчики 90-х годов боялись

смерти родителей

смерти своих родителей

тюрьма

СПИД

учебных проблем

учебных проблем

беременность подруги

потеря работы родителей

быть непривлекательными

болезней

остаться маленького роста

за друзей

несчастных случаев

проблем в сексе и беременность девушки

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов, как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в этом возрасте.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы с максимальным нарастанием в 15 лет.[1] По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность, поскольку в социальных страхах преобладает тревожный регистр личностного реагирования. Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, т.е. к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания личности у подростков.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи, как природные, так и социальные, и в месте с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему заострением возбудимости, негативности агрессивности. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот, чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности уверенности в ближайшем социальном окружении. Таким образом, подростковая проблема «быть собой среди других» оборачивается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего «я» и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, идущее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют его укреплению. Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3


Педагогика как теория воспитания (общее представление о воспитании, цели образования и воспитания)
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный проц ...

Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание
Цель упражнений: - научить ребенка быть внимательным к себе, своим чувствам и переживаниям, - осознать положительный эмоциональный опыт; - осознать отрицательные эмоции; - осознать свои достижения; - научиться контролировать эмоциона ...