Содержание и стиль полового воспитания должны отвечать наиболее существенным его принципам, среди которых доверие, соответствие развитию ребенка активной подготовки и иммунизации, правдивость, ясность, непрерывность и повторение, пробуждение собственной ответственности, чистоту, единство передачи фактов и эстетических ценностей.
Доверие – обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т.д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Доверие не есть, однако, разрешение любых вольностей еще не способному управлять собой ребенку. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними - это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника.
Все воспитательные меры должны соответствовать уровню развития ребенка, для чего необходимо знать общий ход развития и индивидуальные особенности воспитуемых. С ребенком надо говорить о том, о чем он спрашивает, или о том, что он понимает. Следует учитывать интеллектуальный его уровень и имеющиеся у него знания о поле. В настоящее время родители и педагоги пытаются касаться соответствующих тем обычно спустя несколько лет после того, как дети сами ознакомились с ними. Лучше, конечно, несколько опередить вопросы ребенка, чем опоздать ответить на них.
Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний.
Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций.
Чистота убеждений и установок – необходимое условие отношений между полами и обеспечить его можно, лишь снабжая ребенка с самого начала правдивой информацией. Только в этом случае дети не будут рассматривать отношение полов как непристойные, постыдные. Однако и получившие первые сведения от тайных совоспитателей при правильном и правдивом разъяснении могут понять, что эти темы не только непредосудительно обсуждать, но и можно объяснять иначе. Это понимание будет способствовать освобождению от прежних тягостных и пошлых представлений. Сокрытие, уклонение от правды или прямая ложь придают проблемам пола ложную и гипертрофированную притягательность. Рано или поздно обман раскрывается, и тогда воспитатель утрачивает доверие, по крайней мере, в области полового вопроса. Правдивость не должна быть заменена односторонним биологическим и натуралистическим просветительством. Делоне в том, чтобы она была представлена доступно и понятно. Объяснения на примерах размножения бабочек, птичек и т.п. обычно не достигают цели, так как в силу возрастных особенностей мышления ребенок не может осуществить перенос объясняемых явлений на человека.
Половое воспитание – это не отдельные случайные мероприятия типа бесед и лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае. Даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из сомнительных источников.
Любая получаемая ребенком информация вызывает эмоциональные реакции. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей естественно воспринимать, например, наблюдаемую ими беременность или факт рождения нового ребенка. Правильное восприятие этих явлений возможно лишь в семьях, где существует взаимное доверие между родителями и детьми.
Не следует выделять из программы школы определенные темы или организовывать специальные занятия по половому воспитанию, ибо это придает тематике нежелательную привлекательность. Растворение же вопросов пола в других темах уравнивает их с иным материалом, уменьшает аффектацию. Этой же цели служит и манера обсуждения сексуальности как естественного проявления человеческой природы.
Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда историческое
значение теории 3. Фрейда
1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многи ...
Пример конфликтной ситуации
Адвокат Гарри Розен, обычно умело выступавший в суде, был, что называется, победителем. Гарри работал на фирму, защищавшую интересы медицинских страховых компаний в случае предъявления пациентами исков за неправильное лечение. Основными е ...
|