За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, исторических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств т.д., сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему. В нашей работе мы попытаемся интегрировать современные знания о различных измененных состояниях сознания, определить условия, необходимые для их появления, их общие и отличительные особенности и адаптивные или дезадаптивные функции, которые они предоставляют человеку.
Сознание – одно из основных понятий философии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Но в современной науке, как считают некоторые ученые, его иерархическая структура: подсознание, сознание, сверхсознание – видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал.
В психологии сознание трактуется как психологическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам объект – носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Конституирующие признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.
Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения. Как личное, так и общественное сознание есть субъективный образ объективного мира. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок, социальных позиций. Субъективность означает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – субъективизм, тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.
Как познавательная деятельность, сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления.
Обычное состояние сознания человека не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей.
Существуют свои закономерности состояний сознания. Материальность – часть восприятия. Мы им «ощупываем» мир вокруг нас. Пытаемся это сделать и с сознанием, осознать сознание как материальный субстрат нашего организма. Как проникнуть в «сверхспектр» восприятия сознания, чтобы ощущение мира совершенно изменило свои формы? Такая возможность существует, она достигается при появлении измененных состояний сознания.
Сознание может быть измененным, иметь различные уровни состояний:
1. Бодрствующее сознание – это то естественное для человека состояние, в котором мы пребываем ежедневно в своих делах и заботах, отдыхе.
2. Сон, погружение в «жизнь без жизни», т.е. иллюзорный мир сновидений. Это естественное и единственное ИСС, которое нам дано природой.
3. «Сновидное» сознание, или гипнотическое, когда возможно остаться в субъективной фантазии. Это полупробужденное состояние со вспышками интенсивного сознания.
4. При шоке, стрессе, психическом кризисе, экстренной ситуации, гневе, страхе – возникает акт подчинения сознания силе, которая впоследствии производит некую химическую реакцию в организме и воздействует на характер ощущений, чувств, поведения, что проявляется в возникновении особого – измененного состояния сознания.
Сравнительный анализ влияния упражнений и занятий в игровой форме на
развитие познавательных процессов младших школьников
По результатам проведённого исследования в 1 «А» классе, выявлено, что дети имеют очень низкие показатели развития психических познавательных процессов. Результаты, полученные в ходе повторного диагностического исследования учащихся, срав ...
Введение. Предмет специальной психологии
«В настоящее время чрезвычайно актуально концептуальное переосмысление общих и специфических закономерностей психического развития аномальных детей различных категорий, возможностей коррекции и компенсации дефектов развития .»
(Ульенкова ...
|