Параллельно с психотерапевтическими занятиями с ребенком психотерапевт регулярно отдельно встречается с родителями, и проводит с ними консультативные беседы. Эти встречи служат осуществлению множества целей. Среди них следует обсудить следующие темы:
изменения в поведении ребенка;
изменения в семье как результат психотерапии и консультирования;
как родители воспитывают ребенка, что они делают;
информация родителей о протекании психотерапии, а если нужно, о планах по изменению психотерапии.
Важно, какие проблемы хотели бы обсудить сами родители. Что можно сказать об отношениях родителей друг с другом на основании того, о чём они говорят, как они смотрят, какие у них жесты. Какие последствия это может иметь для ребенка? Какой образец для поведения видит ребенок в своих родителях? Как психотерапевт ощущает реакции переноса со стороны родителей? Какие чувства контрпереноса он испытывает сам? Как структура личности самого психотерапевта влияет на проведение консультации?
Рассмотрим далее некоторые темы, наиболее часто затрагиваемые в беседе с родителями.
Тема агрессии ребенка.
Причинами агрессивного поведения могут, например, быть:
отвергнутый, вытесненный страх;
недостаток внимания;
идентификация с агрессивным членом семьи;
делегирование агрессии родителями.
Следует выяснить, как родители реагируют на проявления агрессии у ребенка: является ли тема агрессии в семье табу, защищаются ли родители при помощи пацифистской позиции или впадают в оцепенение, становятся зажатыми или отвечают на агрессивное поведение ребенка собственными неконтролируемыми агрессивными вспышками?
С родителями можно обсудить, чем они могут дополнительно помочь ребенку, чтобы справиться с агрессией. Например, родителям можно посоветовать играть с ребенком в игры, в которых отреагируется агрессия (игры, где можно бороться; настольные игры; игры с жестянками). Родителям следует объяснить, что в таких играх важно спорить и
мириться. Важно говорить о гневе, ярости и агрессии. Следует обсудить также ту важную роль, которую играет агрессия в современном обществе.
Тема страхов у ребенка.
Причинами страхов у ребенка могут быть:
отвергнутая, вытесненная агрессия;
недостаток ощущения защищенности;
страх быть брошенным при латентных (скрытых) супружеских конфликтах у родителей;
бедность, отсутствие работы, насилие, пьянство родителей;
чья-то смерть среди родственников или знакомых ребенка;
собственное тяжелое заболевание ребенка;
перенятый у родителей страх за свою жизнь и жизнь близких.
Важно говорить с ребенком о его страхах, находить относительную меру страха ("релятивизировать" страх): если страха слишком много, то тогда он сдерживает активность ребенка и его школьную успеваемость; если ребенок вообще ничего не будет бояться, т.е. страха будет слишком мало, то это легко может привести к непослушанию, запущенности, неаккуратности, отказу выполнять необходимые требования. В случае страха хорошо проводить поведенческие упражнения с помощью игр с куклами и ролевых игр. Важно давать ребенку возможность выразить и отреагировать свой страх также через рисование. В большинстве случаев с ночными страхами помогает справиться интенсивный массаж спины ребенка, который мама делает ему непосредственно перед сном. После такого массажа, ребенок еще долго чувствует приятное тепло маминых рук. В некоторых случаях могут быть очень полезны так называемые переходные объекты (плюшевый мишка, любимая игрушка и т.п.). Кроме того, здесь, как и везде, самое большое значение имеет чувство абсолютной надежности родителей.
Тема школьной неуспеваемости.
Причины школьной неуспеваемости могут быть самые разные. Не редко школьная неуспеваемость является следствием скрытой агрессии против тщеславных родителей или вообще нарушенных отношений с родителями или учителями. Во всех случаях, когда необходимо протестировать потенциальные способности ребенка, с родителями нужно заранее провести подробную беседу, в ходе которой обсудить следующее:
где, в каких помещениях занимается ребенок;
как до сих пор строилось школьное обучение;
сравнение успеваемости ребенка с успеваемостью братьев и сестер;
ожидания со стороны родителей, которые могут быть завышены.
Тема отношений с учителями.
Иногда целесообразно обсудить с родителями подходящую систему поощрений ребенка, которая будет мотивировать его лучше учиться. Важно также рекомендовать родителям играть дома всей семьей в различные настольные игры, направленные на развитие внимания, умение сосредоточиться, на развитие стратегического мышления. На отношение ребенка к учителям влияет также прежний опыт самих родителей, когда они были детьми и ходили в школу.
Требования к методам экспертной оценки и эксперту.
Требования к методам экспертной оценки
а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт), должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевант ...
Занятие 5.
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Карнавал зверей»
«Я хочу вам предложить игру, в которой вы станете одним из животных. У этих животных разные голоса: у одних скорее тихий, у других - громкий, зво ...
|