Семейный образ жизни распространяется и утверждается повсеместно практически у всех народов по мере достижения ими соответствующего уровня развития. Именно при семейном образе жизни человек оказывается способным наиболее оптимально удовлетворять свои устойчивые жизнеопределяющие потребности как физического материального плана, так и душевно-эмоционального, тем самым освобождая максимум времени и жизненной энергии для собственно человеческого – духовного совершенствования и самореализации; того, что К. Юнг называет индивидуализацией, вочеловечиванием, достижением Самости.
Главной формой возникновения семьи является брак – союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья – это не тождественные понятия. Понятие «семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. «Брак» как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами – мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений.
Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями.
«Брак возник, – пишет А.Н. Волкова, – на определенном этапе развития общества из экономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения, социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчинения отношений между полами условиям социально-экономического развития»[3]. В начале века К. Юнг высказал мысль, что брак – самая сложная форма человеческих отношений.
Большинство исследователей (А.Н. Волкова, С.И. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Трапезникова и др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современное общество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функций и мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачных регуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в область социально-психологических норм является первым значительным преобразованием современного брака. Брачная мотивация освобождается от экономических, политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе.
Второе изменение – смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества, цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви.
В настоящее время брак следует рассматривать скорее как социально – психологическое отношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регуляции брачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально – психологические, этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллер подчеркивает, что нынче «брак и половая близость все в большей мере идентифицируются с неформальным, т.е. по сути дела, не регулируемым извне межличностным отношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации»[4].
Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.
Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения – нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения[5].
Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно
на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной
отсталостью
Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.
Объект: ...
Теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему
поведению. Сущность преодолевающего поведения. Подходы к
изучению преодолевающего поведения
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восп ...
|