• организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа. Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения как можно большего числа нуждающихся детей, а также для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей проблемного ребенка. В Министерстве общего и профессионального образования РФ рассматривается инструктивно-методическое письмо, составленное сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, в котором предлагается подобная форма коррекционно-воспитательной помощи проблемным детям раннего возраста.
Консультативные службы и группы кратковременного пребывания детей могут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательных комплексах (ясли-сад, реабилитационные центры и дошкольные эстетические и развивающие студии, а также в детских поликлиниках. Это позволит использовать помещения данных учреждений и работающих там специалистов по раннему возрасту (в отдельных случаях можно привлекать недостающих специалистов на договорных условиях)
В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение детей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощи использовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе яслей) желателен психолог и врач-консультант-психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений для проблемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо достаточное число дошкольных дефектологов широкого профиля.
В задачу психолога могут входить следующие направления работы: индивидуальное психологическое обследование детей, определение общего уровня психического развития, выявление структуры нарушения (то есть выделение сохранных и формирующихся с задержкой психических функций). По результатам психологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметры психического развития, которые требуют большего внимания, участвует в разработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные особенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость, устойчивость внимания и т. п.). Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой может привести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.
Работа дефектолога может быть направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).
Для успешной и полноценной деятельности консультативных пунктов и дошкольных учреждений необходимо оснащение их мебелью, удобной и соответствующей возрасту детей; наборами специально подобранных методических пособий-игрушек, учитывающих особенности развития детей, а также необходимой множительной техникой. Набор игрушек и пособий для яслей или консультативных групп каждого профиля должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей. Наличие копировальной техники позволит обеспечить каждого родителя необходимыми методическими рекомендациями и описанием конкретных индивидуальных занятий, а также методическими материалами, текстами прочитанных лекций и т. д. На консультативных пунктах предполагается проведение следующей работы:
• психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;
• проведение развивающих занятий (индивидуальных и в малых группах — по два или три ребенка);
• чтение лекций для родителей;
• проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;
• обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;
• демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.
Родителей необходимо учить методикам проведения коррекционных занятий, так как они являются самыми заинтересованными в успехе обучения людьми и больше всего времени проводят с детьми. К тому же родителям важно чувствовать свою нужность и способность помочь собственному ребенку. Такое обучение предполагается как для родителей, воспитывающих детей в яслях, так и для родителей, чьи дети находятся дома.
Теории мотивации.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их п ...
Исследование
Исследование проводилось 3 апреля 2010 года в Средней общеобразовательной школе № 3 Заводского района, в 10 «Б» классе. В исследовании принимало участие двадцать человек, учащихся этого класса. Возраст испытуемых 14-15 лет. В связи с дели ...
|