А. Адлер, так же как и Юнг, отверг пансексуализм Фрейда и выдвинул ряд идей, повлиявших на зарождение неофрейдизма. Среди этих идей отметим принцип единства личности (в противовес ее разделению на ид, эго и супер-эго) и подчеркивание роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Согласно учению Адлера (названному «индивидуальной психологией»), индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других (здесь и выступает социальный фактор), он актуализирует свои творческие возможности. Компенсация и сверхкомпенсация — таковы движущие силы психического развития. Иногда попытки освободиться от чувства неполноценно ста ведут к невротическим срывам: чтобы добиться превосходства над другими людьми, личность провоцирует у них симпатии к своей персоне. Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. Она порождает людей, отличающихся исключительными достижениями. Так же как и Фрейд, Адлер считал, что формирование характера падает на первые пять лет, когда у ребенка развивается свой стиль поведения, определяющий образ его мыслей и действий во все последующие периоды.[13]
Хотя Адлер и настаивал на том, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, представление о социально-исторической природе человеческой личности было ему так же чуждо, как и Фрейду. Он видел в личности продукт ее собственного индивидуального творчества, стимулируемого ее незащищенностью перед враждебным миром, неполноценностью, стремлением укрепиться путем превосходства над другими.
Само по себе утверждение Адлера о том, что личность существует только в «социальном контексте», не способно пролить свет на реальные движущие силы человеческого поведения, пока остается нераскрытой природа этих отношений и механизм их воздействия на личность. Ведь и у Фрейда в роли источников конфликтов выступала динамика мотивов ребенка как существа не изолированного, а непрестанно сталкивающегося с запретами ближайшего социального окружения.
Определяется ли социализация личности вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд), рассматривается ли она как результат стремления личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность (Адлер) — и в одном и в другом случае за исходное принимается извечный антагонизм между индивидом и «контекстом социальных отношений», чем затемняется подлинная картина их взаимоотношений.
[1] Альфред Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека "Наука жить", Киев, 1997 с. 57-58
[2] Альфред Адлер. «Наука жить», М.: Наука, 1978, с. 12-13
[3] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969, с. 45-46
[4] Альфред Адлер. Наука жить, М.: Наука, 1978 с.15
[5] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968, с. 13-14
[6] Альфред Адлер. «Наука жить», М.: Наука, 1978, с. 69
[7] Альфред Адлер. «Наука жить», М.: Наука, 1978, с.45
[8] Альфред Адлер. «Наука жить», М.: Наука, 1978, с. 46
[9] Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986., с. 27-29
[10] Альфред Адлер. «Наука жить», М.: Наука, 1978 с 45.
[11] Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984 с. 32
[12] Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990, с.21
[13] Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985, с. 45
Биология
Если психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм ...
Классификация ДЦП и проявление нарушений ОДА у дошк-в
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это поражения головного мозга, которые дают о себе знать в детском возрасте. Это заболевание нельзя получить наследственным путём, к нему приводят какие-либо причины.
Классификация ДЦП
Перед тем как ...
|