От личностных особенностей человека также зависит стиль разрешать конфликтные ситуации. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах.
Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя. Это теоретическое положение мы решили проверить на практике.
Эксперимент был проведен следующим образом. На первом этапе была отобрана группа из 20 человек. Все они являлись студентами первого курса. Половой состав был смешанный. На этапе наша задача состояла в определении темперамента испытуемых. Для классификации темперамента мы использовали классическое деление на сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков. Для простоты эксперимента мы отобрали 10 холериков и 10 флегматиков. Для тестирования мы использовали методику -«Определение типа темперамента».(см. приложение)
На втором этапе исходя из гипотезы о влиянии свойств нервной системы (темперамента) на психологические, а значит поведенческие особенности индивида – вытекает что, темперамент будет влиять на стиль поведения в конфликте. Мы отобрали следующую классификацию конфликтных стратегий:
1. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
2. Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". Такой "сглаживатель" старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет "взрыв".
3. Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
5. Сотрудничество. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем.
Для определения данных стратегий у субъекта использовалась методика Томаса – поведение в конфликтной ситуации.
На третьем этапе мы сопоставили данные первого и второго тестирования. Результаты подтвердили нашу гипотезу. Для наглядности приводим сводную таблицу по всем трем этапам нашего эксперимента. |
холерики |
флегматики |
сотрудничество | |
5 |
соперничество |
7 | |
компромисс | |
3 |
уклонение | |
2 |
принуждение |
3 | | Как видно из таблицы, холерики «ведомые» своим темпераментом, своей активностью и напористостью, предпочитают в ситуации конфликта или принуждение или соперничество. Флегматики же предпочитают более «мягкие стратегии» - сотрудничество, уклонение и компромисс. Таким образом «природа человека» т.е. темперамент проявляет себя в характере поведения человека.
Психологические особенности личности подростков с умственной
отсталостью
Понятие «умственно отсталый ребёнок» или ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, принятые в отечественной дефектологии, относятся к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения моз ...
Общая характеристика аномального
развития личности. Психофизиологические
закономерности нормального и аномального развития детей
Проблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
Нам хотелось бы ра ...
|