В первой главе дипломной работе мы попытались проанализировать теории агрессивности, которые лежали у истоков формирования понятия агрессивности с научной точки зрения. Были выделены четыре основные теории, объясняющие природу агрессивности:
¨ Теория влечения – основоположником является 3. Фрейд. Она объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психоаналитического толка, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические)
¨ Экологическая теория – согласно основоположнику К. Лоренцу, говорит о том, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции.
¨ Фрустрационная теория – основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Эта теория возникла в противовес концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию - попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.
¨ Теория социального научения, предложенная А. Бандурой, которую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории). Образец поведения в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.
Помимо того, что ученые пытались объяснить природу агрессии, они еще разделили ее на типы и виды. В науке существует два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: социальная агрессия, характеризуемая яркими вспышками ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве, однако, проявление агрессии весьма разнообразно.
Также, различают два основных типа агрессивных проявлений:
• Целевая агрессия
• Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия
2. Косвенная агрессия
3. Раздражение
4. Негативизм
5. Обида
6. Подозрительность
7. Вербальная агрессия
8. Чувство вины
Также в дипломной работе мы развели понятия пола и гендера:
- пол есть биосоциальный феномен, который можно охарактеризовать как реализацию человеком в социальном пространстве своей биологической природы;
- гендер есть социокультурный феномен, реализующий в социуме нормативно-ценностное строение человеческой сознания.
Отсюда следует вывод, что половая идентичность как форма социальной идентичности детерминирована половозрастными особенностями человека.
Гендерная идентичность (осознание своего пола) означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами, переживание ими своей маскулинности - фемининности, или гендерная идентичность как форма культурной идентичности детерминируется социокультурным опытом народа, т.е. неприродным источником.
Также нами были описаны черты, присущие маскулинным и феминным людям и идеалы, приписываемые обществом, а также даны четкие определения психологической андрогинности – это многомерная интеграция высоких показателей маскулинных и фемининных характеристик, позволяющая успешно адаптироваться в социуме, и достигнуть более высокого уровня развития и функционирования личности. Это важная психологическая характеристика индивида, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации.
Гуманистическая психология А. Маслоу.
Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства; абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории до ...
Понятие о деятельности в трудах А. Н. Леонтьева.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал обще психологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деяте ...
|