Под агрессией,
несколько «сужая» Э. Фромма, А.А. Реан понимает любые
действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей.
Э. Фромм определяет агрессию
более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и всякому неживому объекту.
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным следствиям. А именно: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И с другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление (или не проявление) агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов.[15]
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, однозначно оценивается как зло. Заповеди «не убий», «не укради», «не судите, да не судимы будете» запрещают действия, реально причиняющие или направленные на причинение вреда. Причем речь в равной мере идет о негативной оценке действий, причиняющих физический или психический (моральный) ущерб. Неприемлемой оказывается не только агрессия как действие, но и
агрессивность как
свойство личности: «возлюби ближнего своего», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Последняя заповедь прямо противостоит эволюционно-генетическому подходу, при котором бесспорно позитивно оценивается адаптивная агрессия, т.е. такая агрессия, которая направлена на защиту витальных интересов индивида, личности. Христианская же доктрина глобально не приемлет агрессивность как свойство личности, осуждая любую личностную готовность к агрессии. Готовность к агрессии осуждается не только на поведенческом (практическом) уровне, но и на когнитивном: «и что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь».[ 51]
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука или сражение на мечах развились из потребности поразить врага, но сегодня они полностью утратили эту свою функцию и превратились в виды спорта.
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad -"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "наступать". Aggredi - это непереходный глагол, и потому он напрямую не соединяется с дополнением, нельзя сказать to aggress somebody - "нападать кого-либо".
В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто вроде "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".
Факторы, приводящие к девиантному поведению
подростков
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность "молодеет". Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков.
Нынешние подростки оказались включенными в кризис общ ...
Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с
синдромом РДА в раннем возрасте
Под аутизмом понимают возникновение у ребенка явного отрыва от реальности, отгороженности от мира, проявляющейся в парадоксальной реакции его на внешние воздействия окружающего мира, в пассивности и сверхранимости от контактов со средой ( ...
|