Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах А.К. Осинский, Н.Д. Левитов
Исследования К. Лионе и В. Амэй выявляют агрессию, мотивированную страхом. А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность. Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
В настоящее время в современных психологических исследованиях, огромное внимание уделяется истокам агрессии (Ганова Л.А., Дубинко Н.А., И. Ремезова), а также изучению типов агрессивного поведения мальчиков и девочек разных возрастных групп, особенно агрессивных проявлений у детей с различным социометрическим статусом (П.В. Зязюлькин, И.А. Фурманов, Т.В. Сенько, О. Чече).
Однако мало кто в своих работах пытался рассмотреть влияние типа гендерной идентичности на уровень агрессивности.
Цель:
теоретически обосновать и экспериментально изучить гендерные особенности агрессивности в юношеском возрасте.
Задачи:
1) изучить состояние теоретической разработанности проблемы агрессивности в психологии;
2) установить влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте;
3) сформулировать рекомендации по коррекции агрессивности у юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности;
Объектом
исследования является агрессивность.
Предметом
исследования являются гендерные особенности агрессивности.
Гипотеза:
существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития агрессивности.
Частные гипотезы:
1) существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития физической агрессии;
2) существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития вербальной агрессии;
3) существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития косвенной
агрессии;
Методы:
¨ анализ литературы по проблеме исследования;
¨ метод тестов (Опросник Басса-Дарки, Методика диагностики агрессивности А. Ассингера, Методика измерения степени андрогинности С. Бем, Методика полового дифференциала В.Е.Кагана);
¨ методы математической обработки (Х2 – критерий Пирсона);
Теоретическое значение исследования.
В ходе проведенного исследования установлено, что существует ряд подходов (психоаналитический, экологический, гомеостатический, бихевиористический) к к изучению агрессивности. Неоднозначно решается проблема определения агрессивности (Р.С. Немов, Зинченко и др.), изучение ее типов, структуры, агрессивного проявления, соотношения понятий “агрессия и агрессивность”. В работе проанализирована проблема изучения гендерной идентичности, рассмотрена специфика определения понятий “половая” и “гендерная идентичность”.
Практическое значение
результатов дипломного исследования заключается в том, что их могут использовать психологи при проведения диагностических и коррекционных работ в группах учащихся для снижения уровня агрессивности, конфликтности и оптимизации совместной деятельности юношей и девушек.
Специфика деятельности психолога учреждения.
Функциональные обязанности психолога школы.
1.Организовать диагностическую работу с детьми девиантного поведения.
2.Держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников.
3.Выявлять и устранять психологические ...
Предмет и метод психологии труда
Предметом психологии труда
является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производственной средой.
Психологическая сущность трудовой деяте ...
|