Лев Семенович Выготский (1$9б-1934) является одной из самых выдающихся личностей отечественной психологии XX в. Все его научное творчество делится на 2 периода: гомельский и московский.
Гомельский период. В 1917 г. - исследовательская работа, организация психологического кабинета. Основные идеи: 1) отрицание самонаблюдения как метода рефлексологии; 2) слияние рефлексологии и психологии на основании феномена речевого рефлекса, так как он является и телесным актом, т. е. отражает поведение человека, и субъективным переживанием сознания; 3) опора на уигозно-рефлекторный принцип объяснения поведения.
Московский период делится на три этапа:
Первый этап (1924-1927). Особенностями этого этапа являются:
- работа "Психология искусства», центральной идеей которой стала концепция об особой форме реакции - эстетической;
- выведение двух факторов детерминации психических велений - социального и культурного. Культурный фактор проявляется в образе речевых реакций, включающих как реальное поведение организма, так и значение слова.
Второй этап (1927-1931) назван инструментальной психологией и имеет следующие особенности.
- разработка схемы -стимул - стимул - реакция* взамен старой «стимул - реакция», в качестве посредника между стимулом и ответной реакцией выступал особый стимул-знак;
- знак - это инструмент, превращающий психику через изменение первичных природных процессов (память, внимание и т. п.) из природной (биологической) в культурную (историческую). Этот процесс развития сознания называется интериоризированием информации, а первичные природные процессы - высшими психическими функциями.
3 этап (1931-1934) книга – «Мышление и речь», где знаки рассматриваются с точки зрения их эволюционного значения. Изучаются следующие проблемы;
- взаимосвязь мотивации и познавательных процессов;
- соотношение обучения и воспитания, введение в эту сферу понятия -зона ближайшего развития': только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития.
Обработка и интерпретация результатов теста
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = Σпр. + Σобр.;
где • Σпр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; •
Σобр. – сумма цифр, "обратных&qu ...
Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских
отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами разработана коррекционная программа по преодолению детско-родительских отношений и реализована на практике.
Психокоррекционная работа была реализована с детьми и их родителями, в ...
|